Журнал «Церковный Ювелир» №28 2011 г.

В ООО «Елизавета» полагают, что православный верующий не должен приходить в церковные лавки как в музей, и только любоваться на витрины с крестами и иконами. Он должен иметь возможность купить понравившееся изделие: ведь оно для этого и делается. И это уже сфера ответственности производства.

Ювелирное производство «Елизавета» давно известно на рынке высоким качеством литья и обработки изделий и своей более чем демократичной ценовой политикой. На последней Международной выставке «JUNVEX 2011» Союз ювелиров по итогам года наградил ООО «Елизавета» дипломом «Лидер отрасли», оценив по достоинству достигнутые фирмой объемы производства и продаж, а также неизменно высокий уровень качества изделий.

Для поддержания низких цен при высоком качестве и объемах выпускаемой продукции на ювелирном производстве «Елизавета» используют давно открытый и применяемый всеми успешными корпорациями закон: максимальная техническая модернизация процесса и постоянное обновление оборудования.

Полностью ручное производство уже давно перешло из обыденной сферы в эксклюзивную. Даже сваренное вручную мыло или испеченый по индивидуальному заказу торт несопоставимы по цене с аналогами, изготовленными на технически оснащенном производстве. Что уж тут говорить о ювелирном изделии?! Но не только ручная работа повышает цену. Часто отечественные предприниматели жалеют денег на новое оборудование и проигрывают. Работа на старых станках невыгодна: они ломаются, требуя постоянного ремонта, и, кроме того, дают большое количество брака. Все эти затраты приходится покрывать высокой продажной стоимостью. Поэтому на производстве «Елизавета» ювелирные изделия изготавливаются и тиражируются на самом современном немецком и итальянском оборудовании.

Поиск максимальной эффективности ювелирного производства и минимизации затрат привели к тому, что на предприятии «Елизавета» был создан полный производственный цикл, который начинается с закупки в банках слитков серебра 999,9 пробы и заканчивается золочением уже готовых изделий. Причем золочение производится своим, особым, способом, при котором золото кладется не на серебро, а на тонкую пленку палладия. Палладий препятствует появлению на позолоте пятен от окисляющегося серебра, которые могут со временем появиться. Кроме того, такая подкладка делает позолоту более яркой и блестящей.

Широкое использование технологических новинок в производстве не означает, что изделия создаются без души, что в них нет чувства или они лишены тепла рук мастера.

Каждая модель, прежде чем оказаться на производстве, создается художником вручную. Ее форма тщательно продумывается в многочисленных эскизах, после чего оригиналы отрисовываются, и из скульптурного пластилина создаются сами образы святых. Машины же нужны для качественного тиражирования изделий. Но и на производстве каждое изделие не раз окажется в руках мастера: гравера, литейщика, монтировщика, в нем присутствует труд многих внимательных и ответственных людей, их знание, умение и, конечно, душа.

Ювелирное производство «Елизавета» – это предприятие, динамично развивающееся не только технически, но и творчески. В настоящее время разработан и начат выпуск новой авторской коллекции из стерлигового серебра. Коллекция более чем из ста наименований крестов и образков стала результатом творческого союза двух замечательных православных художников – дизайнера и графика Екатерины Владимировны Гаузельман и скульптора Сергея Михайловича Сидоренко.

Молодые, но уже обладающие серьезным опытом работы для Православной Церкви художники с радостью и воодушевлением восприняли поставленную перед ними задачу — разработать коллекцию личных святынь, которые бы действительно могли стать «личными», в полном смысле этого слова, для каждого верующего. Мастерам было предложено создать изделия, в которых все достоинства высокого искусства сочетались бы с понятными и близкими для простых верующих художественными образами, созвучными их душе, их вкусам. Для этого художниками был изучен православный ювелирный рынок, проанализирована информация о востребованности определенных форм, о почитании святых и икон, собранная сотрудниками ООО «Елизавета» более чем за десять лет работы с православным ассортиментом. И, наконец, в творческой мастерской родился образ новой коллекции – традиционный и вместе с тем индивидуальный; узнаваемый и одновременно новый. В произведениях авторов зазвучали ноты радостной и светлой веры русской души, которую мы знаем по узорочью московских храмов, по цветастым фонам южно-русских икон и сияющим золотой резьбой барочным иконостасам... Мягкие линии форм для новой коллекции художники заимствовали не в древнем величии Византии, а из более близкого нам XIX века. В орнаментах появилось больше цветов, которые из простого элемента рамки переросли в неотъемлемую составляющую художественного решения изделий.

Однако отсутствие аскетической сухости и строгости форм в создаваемой коллекции не стало отступлением от канона. Не только сами художники, но и мастера, через чьи руки проходят изделия, неизменно следят за правильностью иконографии, каноничностью изображений, так как большинство сотрудников – церковные люди.

На ювелирном производстве «Елизавета» никогда не производилось ничего, кроме православного ассортимента, поэтому здесь каждый на своем рабочем месте – своеобразное «православное ОТК». Гравер вернет мастер-модель, если заметит, что на мафории Богородицы не хватает звездочки, монтировщик обратит внимание и укажет на ошибку в надписании. И это очень важно, потому что «надписаний» в новой коллекции много. Слово занимает в ней очень важное место. Личные ювелирные святыни – это не только иконы, но это и молитвы к ним.

Почти на каждой иконе и кресте помещена короткая просительная молитва. И хотя она написана на церковно-славянском языке, как того требует каноническое правило, смысл ее неизменно понятен, и ее простые слова с просьбой о защите, помощи и исцелении найдут отклик в душе любого человека.

Ксения Филимонова.

Журнал «Церковный Ювелир» №28 2011 г.